Содержание
ТИЗ АМ 600 — мотоцикл с коляской, созданный по образу и подобию английских образцов BSA-500, выпускали 2 советских предприятия: Таганрогский инструментальный завод (с 1935 по 1941 год), и Тюменский мотоциклетный завод (в период эвакуации 1941-1943 гг.).
Описание
В 1935 году инженерам и рабочим с инструментального завода города Таганрога Наркомат тяжёлой промышленности поручил спроектировать, собрать и запустить в серию 250 мото нового типа. Основой для чертежей послужила модель, которую закупили у англичан. Смекалка и талант наших конструкторов помогли создать мотоцикл, который был хорошо приспособлен к российскому бездорожью и суровым климатическим условиям его эксплуатации:
- Все узлы и агрегаты перевели с дюймовой системы измерения на метрическую.
- Мотоциклетную раму, переднюю вилку и колёса создали практически заново.
- Поменяли модуль в шестерёнках коробки передач и двигателе.
- Спроектировали боковую коляску.
Очень быстро (с конца сентября до 31 декабря 1935 года) коллектив завода справился с поставленной задачей. КБ разработало все необходимые для работы чертежи, ТУ на изготовление сложных узлов и деталей, подготовило пакет документов всем смежникам. Мото получил наименование АМ-600 (цифры обозначали объём двигателя).
История
На первомайской демонстрации 1936 года новинка советской автоиндустрии произвела фурор. 5 опытных образцов горожане встретили с большой радостью. Испытания на заводе, а затем перед Госкомиссией в Москве, мотоцикл прошёл успешно. Нарком Серго Орджоникидзе приказал запустить машину в серийное производство, обеспечив ТИЗ всем необходимым. В октябре того же года с конвейера сошло 200 экземпляров – первая партия долгожданных машин отечественной сборки. В военное время производство перенесли в Тюмень, где ТИЗ АМ-600 собирали до 1943 года.
Конструктивные особенности
Инженеры, создавшие первые экземпляры мотоцикла ТИЗ АМ-600, постоянно совершенствовали узлы и составные части. Множество модификаций – огромная проблема для современных автомастеров. Несмотря на то что машина была популярна в Красной Армии (успев «повоевать» в Финскую военную кампанию и во время Великой Отечественной войны), её очень сложно реставрировать. По советской традиции, техническая документация на конструкторские «находки» фиксировалась только в заводских КБ и не публиковались в специальных технических изданиях. Много архивных записей погибло во время ВОВ.
Основные сведения о «шестисотом» железном коне таковы:
- трубчатая рама была разборной;
- важные узлы и соединения были выкованы в кузнечных цехах;
- трубчатую вилку оснащали всего 1-й спиральной пружиной;
- одноцилиндровый двигатель был 4-х тактным, с нижними клапанами и объёмом в 595 см³;
- в зависимости от года выпуска, мощность мотора варьировалась от 16,5 до 18 л/с;
- 4-х скоростную коробку передач на мотоцикл ставили отдельным блоком;
- привод на заднее колесо и КПП состоял из роликовых цепей;
- вес мотоцикла без пассажиров и багажа составлял 185 кг;
- машина была способна развивать скорость до 95 км в час.
«Парадная» модель мотоциклов ТИЗ АМ-600 была выпущена без колясок, с вращающимися креплениями (под пулемёт) и парой боковых патронных ящиков, которые устанавливались на багажник. С 1937 года такие мото были участниками парадов на Красной площади.